Министр инвестиций и развития Свердловской области Д.А. Нисковских рассказывает о задачах органов местного самоуправления по реализации на территории Свердловской области приоритетного федерального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и программы «Комплексное развитие моногородов»:
- За Мининвестразвития Свердловской области закреплены два приоритетных направления. Это поддержка малого бизнеса и комплексное развитие моногородов.
В рамках реализации первого на-правления на региональном уровне разработан проект создания сети агентств развития территорий. Он предполагает создание инструмента масштабирования лучших практик и запуск институтов развития предпринимательства на муниципальном уровне, поэтому очень важно, чтобы органы местного самоуправления территорий включились в эту работу с самого начала.
Все созданные агентства будут объединены в единую сеть, и работать по одному стандарту. Методическим центром для них станет Свердловской областной фонд поддержки предпринимательства.
Уже на первом этапе предполагается создание агентств в 7 «пилотных» муниципалитетах - МО «город Екатеринбург», город Нижний Тагил, ГО Первоуральск, город Каменск-Уральский, Североуральский ГО, городские округа Карпинск и Краснотурьинск. В каждом из них будет внедрено не менее 6 типовых функциональных направлений деятельности:
Первое - образовательное направление, которое предусматривает проведение обучающих семинаров, реализацию таких программ как «Школа бизнеса», «Начни своё дело». Второе - информационное направление. Это маркетинговые исследования территорий, выявление перспективных рыночных ниш, формирование и ведение перечня площадок в муниципальных образованиях.
Третье направление - консультационные услуги по профессиональным вопросам, инструментам развития предпринимательства, предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Четвертая компетенция - содействие предпринимателям в получении финансовых, страховых и иных услуг на основе агентских соглашений. Агентство может выполнять роль брокера, подбирая для предпринимателя наиболее выгодные предложения кредитных, микрофинансовых и гарантийных организаций, консультируя по услугам страховых и лизинговых компаний.
Пятое - реализация комплекса мероприятий по расширению доступа субъектов МСП к заказам крупных предприятий, в том числе путем проведения анализа потребностей крупного бизнеса. Агентство может проводить биржи-контактов, способствуя созданию новых кооперационных связей и сопровождать субъекты МСП при работе с крупным бизнесом.
И последнее, шестое направление, - предоставление сопровождающих бизнес-услуг для субъектов МСП. Речь идёт о помощи организации налоговой отчётности, разработке бизнес-планов.
Проект предполагает, что к концу 2020 года сеть агентств развития территорий, будет включать не менее 25 муниципальных образований. Планируется, что она будет охватывать не менее 85 процентов от числа зарегистрированных предпринимателей Свердловской области.
Сегодня данная работа частично выполняется муниципальными фондами поддержки предпринимательства, на базе которых и создается новая сеть. Учредителями муниципальных фондов являются органы местного самоуправления, поэтому органам местного самоуправления необходимо активизировать работу по этому направлению.
Финансирование проекта создания новой сети будет осуществляться из нескольких источников, в том числе из местных бюджетов в рамках софинансирования муниципальных программ развития предпринимательства. Очень важно сохранить в бюджетах муниципальных образований статью расходов на поддержку МСП. Просьба к главам, не уменьшать объемы средств местных бюджетов, предусмотренных на реализацию муниципальных программ поддержки предпринимательства.
Агентства развития территорий должны стать инструментами администраций муниципальных образований.
Необходимые рекомендации Министерством будут подготовлены и предложены администрациям МО, их необходимо активно использовать в работе с муниципальными фондами.
Что такое агентства развития территории муниципального образования?
Это муниципальные институты развития предпринимательства на территориях муниципальных образований, объединенные в единую сеть и осуществляющие деятельность по единым стандартам, оказывающие комплексное содействие развитию предпринимательства на территориях муниципальных образований.
Муниципалитетам необходимо:
- сохранить финансирование мероприятий по развитию предпринимательства из бюджетов муниципальных образований, не сокращая объемы;
- активизировать работу с организациями инфраструктуры на местах, используя рекомендации в работе с муниципальными фондами.
Второе приоритетное направление - комплексное развитие моногородов. Основной целью приоритетной программы комплексного развития моногородов является снижение их зависимости от деятельности градообразующих предприятий путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест. Свердловской области доведен весьма высокий целевой показатель: 14,5 тысяч рабочих мест по итогам 2017 года, 22,5 тысячи накопительным итогом к концу 2018 года.
Достижение целевых показателей программы обусловлено формированием новых возможностей и ниш, экономически привлекательных условий для ведения бизнеса. Один из инструментов - развитие индустриального парка «Богословский» и особой экономической зоны «Титановая долина», а также создание шести территорий опережающего социально - экономического развития (ТОСЭР). В Краснотурьинске территория опережающего развития была создана в 2016 году.
В качестве приоритетных муниципальных образований рассматриваются еще пять моногородов: Асбест, Качканар, Красноуральск, Нижний Тагил, Серов.
В результате анализа существующего производственного, ресурсного и кадрового потенциала региона определена специализация планируемых ТОСЭР и сформирована их концепция в Свердловской области. Основными видами экономической деятельности предлагается определить:
В Асбесте - производство минеральной продукции и добыча полезных ископаемых. Уже имеются потенциальные резиденты с проектами по добыче и обогащению магматических горных пород и развитию рынка золотошлаковых материалов с объемом инвестиций 390 млн. рублей и созданием 217 рабочих мест; В Серове предлагается реализовать крупномасштабный инвестиционный проект по строительству свиноводческого комплекса на со стоимостью более 10 млрд. рублей, в связи с чем основными видами деятельности здесь предлагаются сельское хозяйство и производство пищевых продуктов.
В Нижнем Тагиле - легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство. Кроме того, предлагается развивать сферы туризма, образования, медицины и некоторые виды обрабатывающих производств, не связанных с направлениями деятельности близлежащих ТОСЭР и ОЭЗ.
В Качканаре - развитие туристического направления, предусматривающего строительство горнолыжного спортивного комплекса с общей стоимостью проекта 1,4 млрд. рублей.
И наконец, в Красноуральске - обрабатывающие производства и лесное хозяйство. Сегодня имеются предложения о реализации проектов по производству абразивных материалов и созданию нового лесоперерабатывающего завода с объемом инвестиций 348 млн. рублей и созданием 135 рабочих мест;
Задача для глав этих муниципальных образований - подготовить и направить в Мининвестразвития Свердловской области проекты заявок, которые пойдут в Минэкономразвития России. Нижний Тагил, Серов и Асбест - в срок до 30 мая текущего года. Качканар, Красноуральск - в срок до 31 августа текущего года.
Заявки за подписью Губернатора Свердловской области планируется направить в Минэкономразвития России в третьем и четвертом кварталах текущего года соответственно. Данный подход согласован с Департаментом территориального развития Минэкономразвития России.
Следующая задача - это разработка и утверждение программ развития моногородов. Общее руководство программой осуществляет глава муниципального образования, исполнителями и соисполнителями являются органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти Свердловской области и федеральные ведомства - через которые идет финансирование мероприятий. Куратором комплекса работ в области выступает Министерство инвестиций и развития Свердловской области.
В настоящее время идет активная фаза формирования этих программ, в процессе которой осуществляется постоянное взаимодействие муниципалитета, линейного менеджера Фонда и органов власти.
Соответствующие программы развития моногородов необходимо утвердить всем 17 моногородам Свердловской области до 31 мая текущего года. Содержание и мероприятия программы должны предусматривать достижение целевого показателя по количеству созданных новых рабочих мест, рассчитанного для каждого муниципалитета в соответствии с утвержденной на федеральном уровне методикой.
Целевой показатель каждого муниципалитета представлен в таблице.
Третьей задачей для органов местного самоуправления является формирование и прохождение обучения управленческой команды моногорода. Сегодня команды сформированы в каждом их них, но несмотря на это в процессе подготовки к обучению возникают определенные сложности.
По ряду муниципалитетов кандидаты, одобренные Фондом развития моногородов, отказываются от прохождения обучения, в связи с чем приходиться срочно искать замену и направлять повторные заявки. Это создает репутационные риски области, поэтому главам муниципальных образований необходимо более ответственно и качественно подходить к формированию своей команды.
Уже прошли обучение управленческие команды ГО Краснотурьинск, город Нижний Тагил, Серовского и Асбестовского городских округов.
Проходят обучение управленческие команды города Каменска-Уральского, ГО Красноуральск, Верхнесалдинского ГО.
В 2017 году пройдут обучение команды Качканарского, Полевского, Североуральского, Волчанского, Малышевского городских округов, а также городских округов Верхняя тура, Карпинск, Ревда, Верхняя Пышма.
И последняя четвертая задача - это создание управляющего совета в каждом моногороде. Этот межведомственный рабочий орган при администрации должен обеспечить взаимодействие и координацию всех сторон: органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, предпринимателей в выработке решений по реализации программ развития моногорода. Также в состав советов войдут линейные менеджеры, закрепленные за муниципальным образованием Фондом развития моногородов.
Министр инвестиций и развития Свердловской области, как ответственный за работу с моногородами, будет являться председателем управляющего совета в каждом моногороде.
Сегодня такие советы сформированы в девяти моногородах (Асбест, Волчанск, Верхняя Салда, Верхняя Тура, Карпинск, Краснотурьинск, Красноуральск, Малышева, Ревда). Главам оставшихся восьми моногородов - Серова, Североуральска, Нижнего Тагила, Верхней Пышмы, Каменска-Уральского, Полевского, Первоуральска и Качканара необходимо завершить формирование советов до 14 апреля текущего года.
Главам моногородов также необходимо обеспечить функционирование созданных советов. В ближайшие месяцы предстоит утвердить программы развития моногородов.