Наверное, каждый родовед, работая над составлением родословной, сталкивался с примерами перехода фамилии одного рода к другому. Одним из самых распространенных является переход фамилии при усыновлении, когда фамилия приемных родителей переходит к усыновленному ребенку. Другим примером можно назвать принятие мужем фамилии жены при бракосочетании. Оба примера существуют и в наши дни. Приходилось сталкиваться и с таким случаем, когда фамилия одного рода переходила к другому по созвучию фамилий. В данном же случае будет рассмотрен переход фамилии при принятии православного крещения.
Работая с исповедными росписями Максимовской церкви селения Турьинских рудников (ныне г. Краснотурьинск) за 40-е годы XIX в., среди рядовых 9-го линейного Оренбургского батальона, располагавшегося на Богословских заводах, автор встретил имя – Комаровский Даниил Карпович. В это же время здесь проживал бывший командир батальона – подполковник Комаровский Карп Иванович. Естественно, напрашивался вывод, что Даниил был сыном Карпа Ивановича. Непонятным было только, каким образом сын подполковника оказался в рядовых. Более того, среди военнослужащих батальона встретились рядовые Василий Петрович и Михаил Петрович Карпинские, которые по возрасту никак не могли быть сыновьями служившего в то время управителем Турьинских рудников горного инженера майора Карпинского Петра Михайловича. Зафиксированные факты до поры до времени оставались загадкой, так как объяснения им не находилось.
При просмотре метрической книги Максимовской церкви Турьинских рудников за 1846 г. была встречена такая запись: «31 марта рядовой 3-й роты 9-го линейного Оренбургского батальона, из евреев, Волька Соловей был наречен во святом крещении Вениамином и прозван по фамилии восприемника». Восприемником (крестным – прим. М.Б.) был верхотурский мещанин Прокопий Матвеевич Шадрин. Так Волька Соловей стал Вениамином Прокопьевичем Шадриным. Было выписано 11 таких записей: за 1845 г. – 6 и за 1846 г. – 5. Следует при этом заметить, что за 1846 г. записи о крещении сохранились только за первое полугодие. Православие за этот период приняли 10 рядовых из евреев и один - из мусульман. Среди восприемников больше всего оказалось низших горных чинов, унтер-шихтмейстеров - 7 человек и по одному горному чиновнику, военному офицеру, мещанину, отставному мастеровому.
По списку чиновников, служивших в 40-50-е гг. в Турьинских рудниках, был проведен сравнительный анализ фамилий военнослужащих по исповедным росписям Максимовского прихода и была выявлена группа военнослужащих, восприемниками которых вполне могли оказаться местные чиновники. Для примера приведу несколько пар: рядовой Горшков Алексей Александрович – коллежский асессор, штаб-лекарь Турьинского госпиталя Горшков Александр Борисович; рядовой Пестерев Николай Васильевич – титулярный советник, смотритель золотых промыслов Пестерев Василий Гаврилович; рядовой Стражевский Дмитрий Никифорович – майор, бергмейстер Турьинских рудников Стражевский Никифор Ильич; рядовой Третьяков Максимилиан Петрович – поручик 9-го батальона Третьяков Петр Степанович. Восприемники были не только с русскими фамилиями, но и с немецкими: механик Богословских заводов, штабс-капитан Гринвальд Александр Филиппович и унтер-шихтмейстер Нейберг Александр Федорович. Таким образом разрешилась загадка «родственников» чиновников Турьинских рудников среди военнослужащих 9-го батальона.
Линейные Оренбургские батальоны были сформированы на уральских заводах в конце 20-х - начале 30-х гг. XIX в. 7-й батальон располагался на Златоустовских заводах, 8-й - на Екатеринбургских, 9-й - на Богословских и Гороблагодатских заводах. В это время и появляются на заводах военнослужащие других вероисповеданий в довольно значительном количестве. Так в рапорте командира 8-го батальона от 26 апреля 1851 г. говорится: «В вверенном мне батальоне состоит нижних чинов из евреев 81 человек». Но, по всей видимости, такого массового принятия православия военнослужащими-иноверцами, как на Богословских заводах, в Екатеринбурге не происходило. В метрических книгах Екатеринбургских церквей за 40-е гг. XIX в., которые удалось просмотреть, была найдена только одна запись о крещении рядового в православие. Почему? Ответ на этот вопрос, наверное, можно найти в том же рапорте, где говорится, что в своде военных постановлений «о богослужении военнослужащих евреев сказано: где нет ни синагоги, ни раввина, там начальство дозволяет им собираться для молитвы в указанном месте, под наблюдением одного надежного товарища избранного ими для исправления должности раввина; место для сих собраний назначается начальством». Рапорт заканчивается просьбой о предоставлении удобной квартиры для богослужения. В ответ на просьбу генерал-лейтенант Глинка предложил Горному начальнику Екатеринбургских заводов подыскать такую квартиру.
Скорее всего, невозможность военнослужащим-иноверцам 9-го батальона исправлять свои религиозные надобности и служила поводом для принятия ими православия. Кроме того, принятие православия поощрялось денежным вознаграждением. В том же 1851 г. рядовые 9-го батальона, происходившие из евреев, Михаил Баташев, Павел Белов, Петр Крапивин, Абрам Рябов, Илья Белов, Петр Серебряков «по случаю принятия ими православной веры» были награждены «по семи рублев пятнадцати копеек серебром» каждый. Хотел бы обратить внимание на одну любопытную закономерность. Все военнослужащие 9-го батальона при принятии православия полностью меняли фамилию, имя и отчество, в то время как в других батальонах менялось только имя, а фамилия оставалась прежней. Так рядовые 7-го батальона, находившегося на Златоустовских заводах, Симон Ольха, Мовша Борухин и Мовша Плавник стали соответственно Павлом Ольхой, Василием Борухиным и Александром Плавником.
Как же сложилась судьба новокрещенных и их потомков? Специального исследования по составлению родословий не проводилось. Да и задачи такой не ставилось. И все-таки некоторые сведения имеются. Петр Крапивин дослужился до фельдфебеля, имел питейное заведение в Турьинских рудниках, а его сын Семен окончил Казанский университет и служил ветеринарным врачом в г. Тараща Киевской губернии. «Братья» Василий и Михаил Карпинские, Максимилиан Третьяков и Вениамин Шадрин стали унтер-офицерами 9-го батальона. Все женились, обзавелись семьями. После того, как в 60-х гг. XIX в. батальон расформировали, остались на жительство в Турьинских рудниках. В конце XIX – начале XX вв. имена их детей встречаются среди сельских обывателей и мещан различных северных приходов Верхотурского уезда. В исповедной росписи Максимовской церкви за 1912 г. мы найдем имена внуков и правнуков Крапивина, Пестерева, Карпинского, носящих те же фамилии, которые когда-то получили их деды.
Михаил Бессонов, историк-архивист, член Союза журналистов России
Фотография: «Турьинские рудники»