Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
» » В ПОИСКАХ РОДОНАЧАЛЬНИКА КАРПИНСКИХ
на правах рекламы

В ПОИСКАХ РОДОНАЧАЛЬНИКА КАРПИНСКИХ

Автор: Редактор от 3-03-2017, 10:06
31 марта 2017 г. исполнится 76 лет, как поселок Угольный был преобразован в город, который получил название Карпинск.
История Северного Урала тесно связана с фамилией, родом Карпинских. Еще в далеком 1759 г. верхотурский купец и заводчик Максим Михайлович Походяшин, построив деревянную церковь в Петропавловском заводе (г. Североуральск), пригласил служить в ней священника Льва Карпинского. Пройдет без малого почти 60 лет и в 1818 г. в Турьинских рудниках (г. Краснотурьинск) его внучка Серафима Алексеевна Карпинская выйдет замуж за шихтмейстера Ивана Сергеевича Савастьянова, сын которых станет владельцем знаменитого в Екатеринбурге «Дома Севастьянова». А в 30-х – 40-х годах XIX в. в Турьинских рудниках будут служить горные инженеры братья Карпинские.
Наиболее известным носителем фамилии является российский советский геолог, академик Петербургской АН (1896), первый выборный президент АН СССР (1917-1936) Александр Петрович Карпинский. Александр Петрович родился в 1847 г. в Турьинских рудниках Богословских заводов в семье горного инженера. В 1941 г. его именем был назван соседний с Турьинскими рудниками поселок Угольный (Богословск), который стал называться город Карпинск.
Династия горных инженеров Карпинских, наверное, была самой многочисленной, в своей среде, в дореволюционной России, поэтому фамилия наиболее известна среди геологов и историков горного дела. Материалы к генеалогии рода собирала дочь и секретарь академика, Татьяна Александровна Толмачева-Карпинская. Наиболее же полные и достоверные данные по генеалогии этого рода собраны Михаилом Михайловичем Карпинским, праправнуком другого дяди академика Карпинского, – Михаила Михайловича Карпинского. По их изысканиям род происходил от Михаила Федоровича Карпинского (1746-1789), протоиерея Софийского собора г. Тобольска.
Со 2-й половины XVIII в. и до начала XX в. в Тобольской, Пермской и Екатеринбургской епархиях зафиксированы священнослужители Карпинские. Из этой ветви наиболее известным был протоиерей Федор Львович Карпинский, служивший в г. Екатеринбурге в конце XVIII-начале XIX вв. Федор Львович также начинал служить в Софийском соборе г. Тобольска. Автор статьи «К генеалогии Карпинских» Заблоцкий Е.М. предполагал, что деды Михаила Федоровича и Федора Львовича Карпинских были братьями.
Если мы заглянем в Интернет, то заметим, что фамилия Карпинский имеет преимущественно корни из западных губерний Российской империи. «Польские родословные книги сообщают, что фамилия Карпинских происходит от названия городка (а может быть сельца или усадьбы) Карпин в «земле Нурской», то есть возле города Нур на реке Буг в Восточной Польше или от названия области в районе реки Нужец или в другом написании - Нурсец (Nursec). Согласно «Этимологическому словарю польских фамилий», населенный пункт Карпин, от которого пошла фамилия Карпинских, находится в «гмине» (административная единица) Домбрувка недалеко от городка Остролека. А «Польская Дворянская Энциклопедия», говорит, что «Карпинские по прозвищу Короповичи известные, по крайней мере, с 1500 года, принадлежавшие к гербу Кораб, происходят из усадьбы Карпин возле Острова Мазовецкого. Интересно, что многие из этих Карпинских были православными священниками. Один из них Яков Иванович Карпинский, архимандрит Иакинф в разные годы был настоятелем таких монастырей, как Кирилло-Белозерский, московских Донского и Новоспасского».
Польского происхождения придерживались и представители рассматриваемого нами рода. Так среди горных инженеров существовало семейное предание, по которому «во времена царствования царя Алексея Михайловича из Польши (точнее, с Правобережной Украины Речи Посполитой) из-за смуты и преследований православных униатами, бежали 2 шляхтича – братья Карпинские. Во время Отечественной войны 1812 г. и пожара Москвы, документы, подтверждающие дворянство их рода, были их потомками утрачены (сгорели), но по чинам и орденам, Карпинские этой ветви получили право на Российское дворянство, которое они и оформили надлежащим порядком.
Подобная версия происхождения рода существовала и среди священнослужителей Карпинских Пермской и Екатеринбургских епархий.
Автору данного исследования давно хотелось объединить две ветви этого рода Карпинских: горных инженеров и священнослужителей, но не было доступа к документам Тобольского архива. Автор предполагал, что польская версия происхождения имеет право на существование, так как во 2-й половине XVII в. в Западной Сибири и на Урале было много ссыльных из западных областей России и почему бы среди них не могли оказаться и предки Карпинских.
В 1758 г. верхотурский купец Максим Михайлович Походяшин приступил к строительству завода на реке Колонге на севере Верхотурского уезда. Одновременно со строительством завода он приступил и к строительству там деревянной церкви во имя верховных апостолов Петра и Павла. Документы о строительстве и открытии церкви случайно попали в руки автора. По документам стало известно, что Походяшин, будучи в 1759 г. в г. Тобольске, пригласил на место священника во вновь открывающуюся церковь диакона Богоявленской церкви Краснослободского острога Льва Карпинского, который только что был произведен во священника. Два года прослужил Лев Карпинский в Петропавловской церкви Петропавловского завода, а в декабре 1761 г. был определен священником к Богоявленской церкви Краснослободского острога. Упоминался в документах и родной дядя Льва Карпинского – священник той же Богоявленской церкви Федор Карпов (!).
Не вызывало никаких сомнений, что священник Лев Карпинский явился отцом будущего екатеринбургского протоиерея Федора Львовича Карпинского. В таком случае, естественно, упомянутый священник Федор Карпов мог быть отцом будущего тобольского протоиерея Михаила Федоровича Карпинского, ставшего родоначальником ветви горных инженеров.
По документу за 1741 г., найденном в Тобольском архиве удалось выяснить, что в Богоявленской церкви Краснослободского острога в это время служили «протопоп Илья Иванов, его брат того ж острогу поп Михаило Иванов, его же протопопов брат дьячок Федор Иванов» и упоминались протопоповы дети Дмитрий и Лев.
Резонно встал вопрос, а почему собственно надо искать «Карпинских»? Ведь не Илья Иванов, ни его братья Михаил и Федор не назывались Карпинскими, а Федор в 1759 г. назван Карповым. Не следует ли в более ранних документах обратить внимание на Карповых? И действительно в переписной книге Тобольского уезда 1710 г. находим запись: «В слободе Нижна Ницынская (или Красная слобода – прим. М.Б.) …Во дворе Богоявленской церкви священник Петр Карпов штидесяти лет. У него дети. При той же Богоявленской церкви во дьячках Иван тритцати лет. У Ивана дети: Иван семи лет, Илья четырех лет.
Во дворе подьячей Андрей Карпов сын Попов сорока пяти лет.
Во дворе бывшей подьячей Илья Карпов сын Попов пятидесят трех лет.
Во дворе судной избы писчей дьячек Михайло Ильин сын Поповых тритцати лет».

По более ранней переписной книге Тобольского уезда переписи Льва Поскочина, 1680-1683 гг.: «Нижняя Ницынская Красная слобода на реке Нице. В той слободе острог стоячей. В остроге две церкви Богоявления Господня, другая Святыя Великомучениц Екатерины со всякими церковными утварьми. У тех церквей ружники: Во дворе поп Карп Георгиев. У него дети: Петр, у тех церквей в попех, Илюшка во дьячках, Ондрюшка 15 лет. У Илюшки сын Мишка полутора году. А та ево пашенная и не пашенная церковная земля подле речку Мизинку».
Самым же ранним документом, на данный момент, в котором упоминаются представители данного рода является крестоприводная книга Сибирских уездов 1676 г.: «Да Нижние ж Ницынские слободы церковники: Дьячек Петрушка Карпов. Попов сын Илюшка Карпов».
Следует упомянуть еще один документ, в котором вместе записаны три брата: Илья, Михаил и Федор Ивановы. Это перепись служилых людей Тобольского уезда 1720 г.: «Краснослобоцкого острогу: Церковные причетники: Дьячек Иван Петров сын Попов тритцати девяти лет. У Ивана дети: Илья тринатцати, Михайло семи, Федор четырех лет.
Приказной избы подьячей Михайло Андреев. Подьячей Василей Михайлов сын Ильиных. Бывшей подьячей Илья Карпов сын Попов. Бывшей писчей дьячек Никита Ильин Попов».
По клировой ведомости Ирбитского уезда за 1890 г. в Богоявленской церкви Красного села служил священник Николай Александрович Карпинский. То есть с первого упоминания в 1676 г. и до 1890 г. представители рода прослужили в Богоявленской церкви Красного села (Нижней Ницынской, Красной слободы, Краснослободского острога) более 200 лет. Сейчас это село Краснослободское в Слободо-Туринском муниципальном районе Свердловской области.
Подведем итог: удалось 1) соединить две ветви рода Карпинских: священнослужителей и горных инженеров; 2) установить родоначальника рода: священника Нижней Ницынской Красной слободы Карпа Георгиева (1680-1683 гг.); 3) опровергнуть польское происхождение рода. Оказался самым настоящим уральским родом; 4) фамилию Карпинские братья Дмитрий, Лев Ивановы и Михаил Федоров получили во время или после учебы в Тобольской духовной семинарии и стали родоначальниками урало-сибирских Карпинских; 5) потомки первых поколений рода также могут носить фамилии Карповых, Поповых и Ильиных.
P.S. Кстати, дочь, упомянутого выше, священника Льва Карпинского – Елена умерла в 1825 г. в Богословском заводе и похоронена на старом кладбище возле Казанской церкви. Автор статьи еще в конце 70-х годов XX в. видел надгробную чугунную плиту, на которой была надпись, что здесь похоронена «девица Елена Карпинская». К сожалению, эта плита, как и многие другие, до наших дней не сохранилась.

Михаил Бессонов
историк-архивист

На фото Александр Петрович Карпинский.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.