Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
» » Возвращаясь к напечатанному. Открытие первой церкви в Петропавловском заводе
на правах рекламы

Возвращаясь к напечатанному. Открытие первой церкви в Петропавловском заводе

Автор: Редактор от 22-03-2017, 09:59
В челобитье Походяшина, поданном 27 ноября 1757 г. его поверенным Иваном Хлепятиным в Берг-коллегию, говорится о его желании построить «железоделаемый и медиплавиленный» завод на речке Колонге и «именовать те заводы будет во имя верховных апостолов Петра и Павла Петропавловскими». Можно предположить, что Максим Михайлович, еще не приступив к строительству завода, предполагал построить там Петропавловскую церковь.
В доношении в Тобольскую духовную консисторию, датированном 11 апреля 1758 г., Походяшин сообщает, что Петропавловские заводы начаты строением с марта месяца и что при строении «мастеровых и всякаго звания людей, нынешняго лета находится будет от пятисот и болше», что при дальнейшем строительстве заводов население будет увеличиваться, что заводы находятся на дальнем расстоянии от жилых мест, а значит «находящимся там людям по христианской должности ныне без священника преминовать никак невозможно, чтоб те християне без исповеди и бес приобщения святых христовых тайн при окончании жизни того дара не лишились». Исходя из этого, он намерен построить своим коштом церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла. Строительство церкви он обосновывает нуждами находящихся на заводе христиан, а также живущими поблизости вогулов, которые «хотя и крещены», но за дальностью церквей и за редким приездом сюда священников «к содержанию христианского закона разуметь и понять не могут». Походяшин просит консисторию дозволения построить «на первый случай» деревянную церковь, чтобы «в таковых бы местах православие размножилось» и, если будет разрешено, то причислить к Петропавловской церкви и новокрещенных вогул, которые до этого относились к приходу церкви Кошайского погоста, находящегося в 200 верстах. А пока церковь будет строиться, то определить сюда священника для «исповедывания болных и приобщения святых христовых тайн», которому он обязался производить денежное вознаграждение по 30 рублей в год.
Доношение было подано в консисторию 27 апреля. А уже 4 мая префект Тобольской семинарии архимандрит Михаил и протопоп Василий Русанович подписали указ консистории, по которому заказчику Верхотурского духовного правления протопопу Кириллу Яковлеву было приказано заложить церковь в Петропавловском заводе на «удобном безопасном и не водоподъемном месте» и строительство производить по подобию прочих «грекороссийских церквей с поспешением». Пока же церковь будет строиться исполнять церковные требы там было приказано священнику Христорождественской церкви Дерябинского погоста Ивану Епифаниеву (Дерябину), который в это время находился за некую провинность в Верхотурском Николаевском монастыре. Церковь была заложена в Петропавловском заводе протопопом Кириллом Яковлевым 7 июля 1758 г. За заложение церкви с Походяшина были взяты пошлинные деньги 1 рубль 30 копеек, а со священника Ивана Епифаниева за перевод 2 рубля. Очевидно, это Иван Епифаниев исповедывал и отпевал Первого строителя Петропавловского завода Ивана Савастьянова, который умер в июне 1759 г. при строительстве завода.
Прошел год и Максим Михайлович 4 мая 1759 г. отправляет доношение Павлу митрополиту Тобольскому и Сибирскому, в котором пишет, что «церковь ныне совершенно построена и ко освящению вся в готовности», что приготовлены и исправны святые образы для иконостаса, церковные сосуды, священническое облачение, книги церковного круга и прочее. Походяшин просит освятить построенную церковь, а 15 июня подписывает обязательство, в котором утверждает, что церковь всем укомплектована и обязуется содержать священно и церковнослужителей за свой счет, то есть священнику 24 рубля, а дьячку и пономарю по 10 рублей в год. Сверх того обещает за отправляемые требы особую плату, как от своего дома, так и от заводских служителей. Для освидетельствования готовности церкви к освящению в Петропавловский завод был отправлен священник Сретенской церкви Салдинского погоста Василий Дерябин, который и совершил осмотр 30 июня.
Священником Дерябиным был составлен реестр:
«Реэстр колико и каковой в показанном Петропавловском заводе при вновь построенной Петропавловской церкви утвари имеется о том значит ниже сего.
А имянно
Сосуды
Потир сребрянной под резбой и золотом
Дискос и звезда сребряные под золотом
Гробница оловянная
Два креста сребренные под золотом
Напрестолное и жертвенниковое одеяние голевое
Воздухи и покровы голевые
Завеса фанзова
Иконостас работы столярной под золотом

Святых образов
Образ Христа Спасителя
Распятие господа нашего Иисуса Христа
Три образа пресвятыя Богородицы, в том числе один Покрова
Храмовой святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Образ святителя Христова Николая Чюдотворца
Образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго
Пророческия и апостолския
Образ новоявленного святителя Димитрия митрополита Ростовского чюдотворца

Священническаго облачения
Двои ризы голевые, одне новые, а другие старые
Два подризника голевые
Двои поручи, пояс, три епитрахили голевые

Книг
Напрестолное Евангелие новое под бархатом, на нем евангелисты сребрянные чеканные под золотом
Устав церковной
Триодь цветная
Триодь постная
Два октоиха
Требник болшой
Псалтир со возследованием
Минея прздничная
Минея общая
Служебник
Апостол
Часослов
Ирмологии
Псалтир малая
Служба святителю Димитрию Ростовскому
Два кадила медные
4 колокола
Первой весом - 3 пуда
Второй - 1 пуд 20 фунтов
Третий - 30 фунтов
Четвертый - 15 фунтов».
В это время в Краснослободском остроге служил священник Федор Карпов, который с 1757 г. был болен и не мог исполнять свои обязанности. На его место временно был определен священник Куяровской слободы Иван Хитров. 21 сентября 1759 г. жители Краснослободского острога, собравшись, пожелали определить дьякона местной Богоявленской церкви Льва Карпинского (племянника Федора Карпова) в священники. Вручив ему свой приговор, отправили в Тобольск к митрополиту Павлу, чтобы он попросил о посвящении его в священники. В своем приговоре они охарактеризовали дьякона как «состояния доброго не пьяница не убиица и никаких подозрителных поступок от него не бывало».
В октябре 1759 г. Максим Михайлович Походяшин, очевидно, находился в Тобольске, где повстречался с Львом Карпинским, которому и предложил место священника в новой церкви с окладом 24 рубля в год. Карпинский с этим условием согласился. 23 октября Походяшин подал прошение митрополиту Павлу с просьбой определить Карпинского к Петропавловской церкви, который 24 октября был произведен в пресвитеры (священники). Лев Карпинский был сыном протопопа Краснослободского острога, 23 июля 1745 г. был взят в Тобольскую семинарию, в 1759 г. ему было 26 лет.
25 октября 1759 г. митрополит Павел подписал «благословенную» грамоту на освящение Петропавловской церкви. Освящение церкви должен был провести архимандрит Верхотурского Николаевского монастыря Тихон. Грамоту и антиминс для освящения принял священник Лев Карпинский.
По духовной росписи Петропавловской церкви за 1760 г. в Петропавловском заводе было 47 дворов, в которых проживало 144 мужчины и 132 женщины, всего 276 человек. При церкви был священник Лев Карпинский и дьячок Николай Зеленцов. Прошло больше года и 1 февраля 1761 г. Лев Карпинский отправляет прошение митрополиту Павлу, в котором жалуются на Походяшина «поныне немалую за далним разстоянием претерпеваю в потребных случаях нужду пребываю, а означенный заводчик Походяшин по подписке своего денежнаго жалованья и по днесь не производит. От чего уже я нижайший в крайний пришел разорение», что прочих доходов не имеет, а хлебные и харчевые припасы здесь очень дорогие и на пропитание свое, жены и детей приходится покупать «дорогою ценою без уступки». Он пишет, что в Краснослободском остроге у него живет мать, имеется дом, пашенные земли «а нынеча без него тот ево родителский дом раззаряется и родителница оставшая в том доме сиротствует» и просит перевести туда священником к Богоявленской церкви.
Тобольская духовная консистория 14 марта отправляет указ в Верхотурской духовное правления, чтобы там определили стоит ли переводить Карпинского в Краснослободский острог или нет. Краснослободское духовное правление тоже направляет прошение на имя митрополита Павла, с просьбой о переводе священника Карпинского в острог к Богоявленской церкви. И 31 декабря 1761 г. митрополит Павел подписывает грамоту о переводе Льва Карпинского в Краснослободский острог.
Если честно, то как-то с трудом верится, что Походяшин не нашел 24 рублей чтобы заплатить священнику, перед этим истратив немалые, очевидно, средства на строительство церкви и ее украшение. Вероятно, Карпинский где-то как-то лукавит. Скорее всего, поводом послужила удаленность завода от жилых мест и естественные трудности, возникавшие при его строительстве. Интересен такой факт – пройдет 60 лет и в Петропавловском заводе родится правнук Льва Карпинского, Николай Иванович Севастьянов, будущий владелец знаменитого в Екатеринбурге «Дома Севастьянова».

Михаил Бессонов, историк-архивист
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.