Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
» » Три шага к успеху
на правах рекламы

Три шага к успеху

Автор: Редактор от 8-02-2017, 14:17
Министр образования России Ольга Васильева в одном из первых своих интервью сказала, что хотела бы вернуть лучшие традиции советской школы. Собравшись холодным январским вечером, мы вспоминаем, какими были эти советские школьные годы. Нас пятеро: Тамара Александровна Пузыревская, Татьяна Алексеевна Зонова, Вера Петровна Максимова, Галина Федоровна Анкина и я, Людмила Хамитовна Яценко. Вся наша жизнь связана со школой, мы учились в ней, и мы в ней работали. Это первый учебный год, когда мы не ведем уроки. Но еще не порвалась наша связь со школой, еще учатся в ней наши ученики, и все наши разговоры при встрече непременно на школу переходят. Вот и на этой встрече, поговорив немного о непривычной еще пенсионной нашей жизни, переходим на воспоминания. Мы попытались исходя из своего жизненного опыта определить, какие они, традиции советской школы.

1. Работа в команде
Советское образование и воспитание неотделимо от работы детских общественных организаций. Почему-то, никакая идеология в их работе сейчас не вспоминается. Будучи комсомольцами, мы сами планировали нашу деятельность, анализировали выполнение плана, искали причины ошибок. Учились соотносить индивидуальные интересы и пользу дела. Правда, неоспоримым приоритетом в то время был интерес коллектива («Раньше думай о Родине, а потом о себе»). Учились руководить и подчиняться. Учились помогать друг другу. Молодые удивляются нашей привычке ходить на выборы. Она тоже из детства. Всех своих командиров мы выбирали, и от правильного выбора зависел успех дела. Вот и осталась иллюзия, что наш выбор может на что-то повлиять.
Позиция друзей и одноклассников много значила для нас. Учеба тоже не была делом только личным. Тамара Александровна вспоминает, что Людмила Петровна Новожилова, вожатая 26 школы вместе с председателем совета дружины Мариной Карякиной, так умела организовать разговор с неуспевающими на совете дружины, что никакой педсовет не нужен был. Я помню такие разговоры на школьном комитете комсомола в 31 школе, когда комсомольским секретарем была Света Карпова. Приходили все, кого вызывали, иначе друзья обвинят в трусости. Разговор был заинтересованным, если считали нужным, помогали сами, без учителей. Конечно, работу детских организаций взрослые направляли и помогали детям. Но уровень самостоятельности был достаточно большим. Все, что касалось организации нашей внеурочной жизни, мы решали и делали самостоятельно. Сценарии вечеров, например, писали сами, сами и проводили, не помню, чтобы кто-то проверял или что-то запрещал. Само вступление в комсомол было делом ответственным, серьезно готовились, учили Устав и историю ВЛКСМ, волновались. Дело это было добровольное и, как сказали бы сейчас, престижное.
2. Образовательное сообщество
Каждая школа живет не на удаленном острове. Родители учащихся, предприятия, на которых эти родители работают, вносят свой вклад в работу школы. Как и в любой профессиональной деятельности основной является работа учителей. И отношение к ней у большинства педагогов было соответствующим. Если ученик не понял, остаемся после уроков. Так было, когда учились мы, так и мы работали. Я думаю, ответа «Мне за это не платят» просто не поняли бы ни мои любимые учителя, ни большинство моих коллег-ровесников.
Школьные коллективы всегда были, в основном, женскими. Дефицит мужского воспитания возмещали работники шефствующих предприятий. Они ходили с детьми в походы, как Виктор Финдлинг в школе № 31, руководили кружками, как Ульихин (простите нас, не вспомнили имени-отчества), ездили в путешествия, Молодые рабочие, только пришедшие из армии, готовили и проводили смотры строя и песни. Татьяна Алексеевна вспоминает, каким замечательным шефом был молодой тогда Александр Васильевич Шмаков. Без их участия в хозяйственной деятельности школы в то время просто не выжили бы! С благодарность вспоминает Тамара Александровна помощь Сергея Александровича Сеферова, Дмитрия Афанасьевича Немытых, Алексея Макаровича Викулина.
Активные родители вносили в воспитание школьников свой вклад. Родительский комитет помогал классному руководителю работать с неблагополучными семьями и подростками, у которых были проблемы. Родители организовывали для ребят экскурсии и путешествия. До сих пор с благодарностью вспоминаю, как организовывал поездки моего класса в 23 школе Вячеслав Константинович Вервейн.
Участниками воспитательного процесса были и сами ученики. Вера Петровна вспоминает, как её одноклассники читали сказки на немецком языке ребятам помладше. Тамара Александровна помнит, как поручила Андрею Кашину организовать дежурство по школе. Он с этим хорошо справился. Были созданы разновозрастные отряды, каждый командир набирал себе в команду тех, кто его знал и уважал. Из своей юности помню, как водила своих подшефных шестиклассников кататься на лыжах на Липовую. Кто Карпинск знает, поймет – это за городом, да еще трамплин там! При нынешнем отношении к безопасности детей, директор школы поседел бы…
3. Общественно-полезный труд
Мы немало трудились в наши школьные годы. Первая школа, в которой училась Тамара Александровна, была благоустроенной, поэтому ребята работали в городе: деревья по улице Ленина в Карпинске посажены именно их руками. Я училась в шестой школе, она только переехала в новое здание, и мы её обживали. В пятом (!) классе копали ямки и высаживали деревья, позднее разрабатывали пришкольном участок, помогали при постройке мастерских. Выпускники 31 школы наверняка помнят, как работали во время строительства столовой. По нашему общему мнению посильная, рационально организованная физическая работа полезна детям, но только тогда, когда они понимают смысл и необходимость своего труда, видят, что результаты действительно приносят пользу.
Учитель остается учителем, только если он сам непрерывно учится. В этом плане большую роль играет профессиональное общение. Учителя нашего поколения с благодарностью вспоминают работу методических секций по предметам. Особенно, когда мы работали вместе с Карпинском. Делились опытом, давали открытые уроки друг для друга, на которых можно было подсмотреть что-то для себя полезное или, увидев со стороны, отказаться от каких-то приемов. Обсуждали общие проблемы и искали пути их решения: как правило, кто-то из коллег восклицал: «Вы знаете, у меня не получается…» - желающие и умеющие помочь всегда находились. Планировали городские мероприятия по предметам. В школах предметников один- два, а тут большой коллектив единомышленников. Без такого профессионального общения учитель общается только с учениками, вот и «скатывается» на их уровень…
Вот такой мы помним нашу школу. Хорошо понимаем, что время другое и школа сейчас другая, и трудно представить, что из прошлого может быть сейчас полезным и результативным. Время покажет…

Людмила Хамитовна Яценко (специально для «Рабочего Волчанска»)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.