Весна и лето – именно то время, когда на улицах среди оживлённого транспортного потока довольно часто можно встретить мотоциклиста, мопедиста или велосипедиста. Скутер, мопед – сравнительно недорогое по стоимости, удобное средство передвижения в условиях городских пробок. Скутер в настоящее время не подлежит прохождению государственной регистрации, но требует наличия специального права управления.
03.11.2013 года вступил с законную силу Федеральный закон от 07.05.2013 года № 92-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части введения новых категорий и входящих в них подкатегорий автомототранспортных средств:
- категория «М» - мопеды (мокики и скутеры);
- категория «А» - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, превышающим 125 кубических сантиметров, максимальной мощностью, превышающей 11 киловатт;
- подкатегория «А1» - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.
В соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090 (далее – Правила), водитель при движении на мототранспортном средстве обязан включить ближний свет фар, а также иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение, регистрационные документы на управляемое им транспортное средство (кроме мопедов и прицепов к ним), страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
В случае нарушения водителем мототранспортного средства Правил (управление транспортным средством без водительского удостоверения), он будет привлечен к административной ответственности по ст.12.7 ч.1 в виде наложения административного штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей. На родителей, которые приобрели транспортное средство своему ребенку также будет наложен административный штраф в размере 30000 рублей,
Правила дорожного движения Российской Федерации разрешают управление скутером или мопедом при движении по дорогам только тем подросткам, которым уже исполнилось 16 лет, при НАЛИЧИИ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ КАТЕГОРИИ «М».
КАЖДЫЙ ВПРАВЕ ВЫБРАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ
Безусловно, мототранспорт - удобное, маневренное средство передвижения. Однако нужно понимать, что в условиях дорожного движения лицо, управляющее мототранспортом – наиболее уязвимая категория участников дорожного движения и риск гибели или получения серьёзных травм максимален. Если вы всё же решили передвигаться на скутере, мопеде, мотоцикле – в целях собственной безопасности и безопасности окружающих вас людей внимательно изучите Правила дорожного движения, пройдите обучение в автошколе и получите соответствующую категорию, соблюдайте скоростной режим, заранее подавайте сигналы о маневрах и, конечно же, используйте мотошлем.
СПРАВКА
На территории Свердловской области в период с 6 по 10 мая 2016 года в результате дорожно-транспортных происшествий погибли трое несовершеннолетних участников дорожного движения, и 10 детей получили травмы различной степени тяжести. Двое несовершеннолетних погибли на территории Нижнитагильского муниципалитета (пассажир и водитель мотоцикла) и один в городе Лесном (пешеход, ведущий неисправный мопед по обочине). В обоих случаях водители мототранспорта не имели водительского удостоверения.
В качестве пассажиров автомобилей пострадали 3 детей. При этом в отношении двух при перевозках были нарушены нормы безопасности: дети перевозились с использованием «бустера», не соответствующего весу и росту детей.
Четверо детей были травмированы, участвуя в дорожном движении в качестве пешеходов.
Что надо знать родителям о скутере?
Езда на скутере разрешена только с 16 лет при наличии водительского удостоверения соответствующей категории!
Зачем подростку скутер?
Многие подростки рассматривают скутер, как неотъемлемый атрибут современного молодежного образа жизни – такой же, как, например, «навороченный» мобильный телефон, плеер или компьютер. Это чаще всего красивая техническая игрушка, позволяющая самоутвердиться среди сверстников, почувствовать свободу, испытать острые ощущения.
От подростков часто можно услышать высказывание: «Со мной ничего не случится». Такую уверенность в собственной неуязвимости можно объяснить не только легкомыслием, но и спецификой подросткового отношения к здоровью, жизни и смерти. Если для взрослых здоровье – это то, что следует беречь, то для многих подростков – это то, с чем можно экспериментировать, испытывая пределы своих возможностей. Признавая возможность несчастного случая и смерти «вообще», они могут отрицать такую возможность для себя лично и совершать рискованные поступки.
Чрезмерная возбудимость, азартность, недостаточный самоконтроль – черты личности, которые не способствуют правильному поведению на дороге. Если у подростка сильно выражены эти качества, то родителям не следует торопиться с покупкой транспортного средства. Такие подростки могут забыть о безопасности и подвергнуть риску себя и других участников дорожного движения.
Конечно, не все подростки демонстрируют такое безответственное поведение. Среди них есть и такие, кто всерьез интересуется техникой, планирует в скором времени «пересесть» на автомобиль. Эти подростки нуждаются в понимающем руководстве взрослых, отработке с ними правил техники безопасности, обсуждении возможных сложных ситуаций на дороге.
Какие правила безопасности следует соблюдать?
Простота управления скутером не означает такой же простоты передвижения на дорогах. Есть много тонкостей, которые необходимо учитывать при езде на скутерах.
• Ездить можно только по сухим дорогам. Даже небольшой дождь – это повод отложить поездку. На мокрой дороге скутер начинает скользить, становится неуправляемым, и избежать падения очень трудно (кстати, «поскользнуться» на скутере можно не только на мокрой дороге, но и на рельсах или на дорожной разметке).
• Опасными для скутера являются неровные дороги или дороги, посыпанные песком или щебенкой.
• Не следует ездить слишком близко у припаркованных вдоль дороги машин: владелец машины может неожиданно открыть дверь, не увидев движущийся скутер.
• Двигаясь по проезжей части за другим транспортным средством, надо соблюдать дистанцию 10–15 м: это позволит не пропустить препятствие (например, открытый люк) и избежать экстренного торможения.
• При торможении на скутере следует использовать и задний, и передний тормоз. В противном случае возможны занос и переворот через руль или заваливание скутера набок.
• Ездить на скутере следует только в специальной экипировке. Необходимым минимумом является шлем (за его отсутствие, кстати, полагается штраф 500 рублей). Но дело, конечно, не в штрафе: падение с двухколесной техники чаще всего заканчивается именно травмой головы. Необходимость шлема признают и пропагандируют даже опытные скутеристы со стажем. Шлем надо надевать даже в жаркую погоду и даже при поездках на небольшие расстояния.
• Следует позаботиться и о других предметах экипировки: перчатках, куртке, специальных брюках и обуви. В специализированных магазинах есть большой выбор одежды и других средств так называемой модульной защиты – наколенников, налокотников, курток-«черепах» (как правило, это куртка-сетка с нашитыми на нее элементами защиты локтей, плеч, позвоночника и груди). Неплохо, если подросток-скутерист оденется ярко: так он будет заметнее на дороге.
Уважаемые родители, берегите своих детей!
Инспектор ГИБДД по пропаганде Наталия Смолко