Ещё в январе с.г. Волчанская городская Дума приняла решение «Об утверждении Правил благоустройства, санитарного содержания, обращения с отходами потребления, использования природных и водных ресурсов на территории Волчанского городского округа». Этот документ был подготовлен администрацией ВГО.
Позже прокуратурой г. Карпинска проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления санитарного законодательства. И выяснились следующие обстоятельства. По мнению администрации города и большинства депутатов, упомянутой важной благоустроительной работой, в соответствии с Правилами обязаны заниматься самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса, формы собственности и вида хозяйственной деятельности, в собственности, в аренде, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином вещном праве которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане-владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ, ремонтно-эксплуатационных служб жилищно- коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций.
Правилами предусматривалось, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать надлежащее санитарное состояние, своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
Проведение работы по надлежащему санитарному содержанию отведенной и прилегающей территории в пределах границ, закрепленных в соответствии с законодательством или актами органов местного самоуправления Волчанского городского округа, возлагается на собственников, арендаторов и пользователей следующих объектов:
1) здания и сооружения различного назначения;
2) автомобильные и железные дороги, жилые дома, киоски, павильоны, торговые остановочные комплексы, летние кафе, объекты мелкорозничной торговли и т.п.
На них же возлагалась работа по надлежащему содержанию и уборке отведенной и прилегающей территории, в том числе уборка и вывоз снега.
Кроме того, на владельцев (пользователей) частных строений возлагалась обязанность по проведению в осенне-зимний и весенне-летний периоды уборки прилегающей территории по периметру строений до проезжей части дороги.
Оказалось, что в администрации ВГО с наделением упомянутыми выше обязанностями «всех и вся» погорячились. В связи с чем, прокуратура вынесла свой протест.
Как выяснилось возложение вышеуказанными нормами обязанности по уборке, благоустройству и содержанию прилегающей территории на собственников и пользователей, которым указанная территория не принадлежит на каком-либо правовом основании, в том числе определенной территории, по рекомендательному признаку, противоречит требованиям федерального законодательства, что существенно нарушает права указанных субъектов по ряду оснований.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) организация благоустройства на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения (к которым относится организация благоустройства на территории городского округа), исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно указанного Закона для решения вопросов местного значения в собственности муниципальных образований может находиться имущество (в частности, имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора), органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, возложение на собственников и пользователей обязанности по решению вопросов местного значения за счет собственных средств неправомерно.
Федеральное законодательство, в том числе, регламентирующее правоотношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не предусматривает возложения такой обязанности на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, объектов недвижимости, стационарных объектов, в отношении территории, прилегающей к указанному имуществу.
Таким образом, муниципальный правовой акт подготовленный администрацией ВГО, противоречит требованиям федерального законодательства, в том числе, в связи с тем, что возложение вышеуказанных обязанностей не относится к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии указанного нормативного правового акта является коррупциогенным фактором.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 ФЗ «О прокуратуре в РФ» прокурор Карпинска потребовал Решение Волчанской городской Думы от 29.01.2015 № 4 «Об утверждении Правил благоустройства, санитарного содержания, обращения с отходами потребления, использования природных и водных ресурсов на территории Волчанского городского округа» привести в соответствие с федеральным законодательством. Рассмотреть настоящий протест следует на ближайшем заседании Волчанской городской Думы.
А. Бурнин