Накануне двух ноябрьских праздников – Дня народного единства и 99-ой Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции редакция городской газеты «Рабочий Волчанск» решила выяснить, насколько осведомлены учащиеся наших школ о том, какие реальные исторические события стоят за каждым из них.
Пусть успокоятся учителя: ставить под сомнение их профессиональное мастерство редакция не собирается. Есть и иные объективные критерии. К примеру, толковый учебник Истории России. Министр образования республики заинтриговала публику появлением к 1 сентября сразу трёх линеек учебников истории. Опять трёх?! А почему не одной? Опять разброс взглядов? Но ведь спорность тех или иных исторических личностей и событий можно заключить и на страницах одного государственного учебника. Нужно лишь собрать вместе для работы над ним соавторов. Сложно, но возможно.
Сразу вспомнилось, что в 2013 году Президент России В. Путин, предлагая создать новый единый учебник по истории, настаивал на том, что новые учебники должны быть «написаны хорошим русским языком», лишены «внутренних противоречий и двойных толкований», а также «идеологического мусора».
Задолго до начала учебного года в Свердловской области мы и наши коллеги из Екатеринбурга решили выяснить, есть ли упомянутые учебники по истории в книжных магазинах?
С Волчанском всё сразу стало ясно: книжного магазина в нашем городе просто нет, его место занимает магазин… алкогольных напитков. А что, всё согласно национальным и историческим традициям!
В Волчанске учебников не нашли, а в Екатеринбурге? Найти их и сейчас в свободной продаже непросто. В книжных магазинах Екатеринбурга, например, доступны лишь книги издательства «Дрофа». Это пять томов в твердой обложке светлых тонов. В верхнем правом углу красная отметка – «историко-культурный стандарт», сзади еще одна – «одобрено Российским историческим обществом». Текст отпечатан на хорошей бумаге, с обилием цветных иллюстраций. Деление по томам (как и прежде) соответствует изучаемым в классе периодам. Шестой класс, например, изучает историю с древнейших времен до XVI века, а десятый — с начала XX века по начало XXI.
И вот самый канун учебного года. Только тогда стало известно, что новые учебники по истории России, ставшие одной из главных тем обсуждения накануне 1 сентября, школьники в этом учебном году… не увидят. Причина банальна – их реальное внедрение споткнулось о бюрократические препоны, оформить закупки за пару недель невозможно.
Около недели назад новый министр образования РФ Ольга Васильева заявила, что новые учебники по истории России будут выданы школьникам с началом нового учебного года. «Культурный стандарт уже написан, по нему сделаны три линейки учебников, которые наши российские ученики получат уже сейчас, в сентябре», – прокомментировала министр родителям, сидевшим у телевизоров. Разговоры о написании новых учебников в России велись не один год, летом 2015 года эта тема поднималась, но тогда было понятно, что к сентябрю не успеть. Успели к сентябрю-2016 – но только в том, что касается выпуска книг. Проработать вопрос закупки книг в школах почему-то не получилось, по крайней мере, на Среднем Урале новинку не ждут. Благо старые учебники в наших школах есть. Мы будем учиться по прежним учебникам, и страшного в этом ничего нет. Никакие методические пособия для учителей тоже не поступали (в которых объясняются «сложные моменты» истории и рассказывается, как это правильно преподносить детям).
И тем не менее, разница в трактовке исторических событий в учебнике Истории России (старых и новых) всё-таки есть! Вот оценка эпохи Смутного времени на Руси, с героическим преодолением которого связан отмечаемый 4 ноября с.г. День народного единства. Соответствующий раздел учебника (издательства «Дрофа») так и называется:
«Спас народ, воспитанный в православной вере»
Это и есть реперная точка, маркирующая происходящее в стране, — трактовка Смуты. И старая, и новая версии учебника описывают этот период как драматические события XVII века. В учебнике 2016 года, составленном по новому историко-культурному стандарту, отмечается, что эти события связаны «с расколом общества и государства». Чуть ниже объясняется, что крестьяне были недовольны отменой Юрьева дня (права перехода к другому барину) и усилением «налогового гнета». «Тысячи крестьян жаждали возвращения к старине, связывая свои чаяния с мечтой о добром и справедливом государе» — резюмируют составители книги. Резкие строки о том, что «низы ополчились на верхи» и «сословия распались на враждующие лагеря», присутствовавшие в прежней версии учебника, исчезли из обновленного текста.
Также в новом учебнике нет параграфа, озаглавленного в прежней редакции как «Смута – гражданская война в России». Вместо этого в списке контрольных заданий школьникам предлагается ответить на вопрос «Кто спас страну от гибели в смутное время – самодержцы или народ, воспитанный в православной вере и любви к Отечеству?». (Составители прежних версий, к слову, не педалировали тему православия. Может быть, памятовали о противоречивой роли церковных иерархов в событиях этого периода и об участии инородцев в освобождении Москвы). Ответов на заданный вопрос предлагается три, все показательные: 1 – «Страну спасли ее климат и территория: интервенты затратили немало сил и средств на преодоление природного фактора и поэтому покорить Россию не смогли», 2 – «Россию предала знать, выращенная и воспитанная государством, спас народ, который объединился и отстоял независимость Отчизны», 3 - «Государственная мощь страны и гражданский порыв народа, соединенные с памятью о героическом прошлом, удержали Россию от гибели».
А как думаете вы?
Вопрос не праздный. Тем более, что нам предлагают не догму, а руководство к познанию истории нашего Отечества.
На снимке: учебник Истории России издательства «Дрофа»